По окончании прохождения производственной или преддипломной практики происходит ее защита. Как определено в п. 16 «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденного приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 N 1154 (далее ― «Положение» 1009141.docx): «формы аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований ГОС ВПО». На защиту практики студентом должен быть представлен следующий комплект документов: 1. Направление на место прохождения практики; 2. Надлежащим образом оформленный студентом дневник по прохождению практики с печатью действующего предприятия; 3. Характеристика с места практики (отзыв предприятия о работе студента) или заключение ответственного руководителя практики о работе студента. 4. Отчет о прохождении практики, который составляется студентом. , Отчет должен быть подписан и заверен печатью организации руководитель практики. Отчет по практике представляет собой аналитическо-практическую работу, которая является совокупностью полученных результатов самостоятельного исследования теоретических и практических навыков в период прохождения производственной практики на предприятии. Как указано в п.15 «Положения»: «форма и вид отчетности (дневник, отчёт, презентация и т.п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением». Студент представляет руководителю практики на кафедру отчет, который состоит из: Титульного листа; Содержания или оглавления (с обозначением номеров страниц); Введения ― во введении указывается наименование организации, где студент проходил практику, подразделение, выполняемая работа, руководитель практики от организации. Во Введении дается обоснование актуальности выбранной практики, а также осуществляется анализ фактических материалов, полученных в процессе прохождения практики, формулируются цель и задачи, которые практикант ставит и решает в ходе выполнения отчета. В данном разделе отчета можно использовать следующие шаблоны, применяя такие обороты, как: «изучить», «ознакомиться», «принять участие в…», «составить», «освоить» и т.п.: Основной целью производственной/преддипломной практики стали сбор и аналитическая обработка материала, систематизация и закрепление знаний полученных в период обучения. Для воплощения цели производственной практики были поставлены следующие задачи: ― закрепление теоретических знаний по блоку профессиональных дисциплин… ― приобрести практические навыки работы… ― получить представление о содержании конкретных видов профессиональной деятельности… ― формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии… ― освоение навыков работы… ― расширение профессионального кругозора… ― начальная профессиональная адаптация на рабочем месте… ― ознакомление с основными функциями должностных лиц и задачами работы… ― ознакомиться с формами и методами работы… ― изучить опыт работы предприятия (компании, фирмы)… ― получение представления о проблематике профессиональной деятельности принимающей организации… ― всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшего выбора оптимальных и обоснованных решений… ― обретение и развитие навыков работы в коллективе… ― изучение приемов управления совместной деятельностью… ― приобрести навыки по анализу информации… ― приобретение практических навыков по разработке и использованию информационных технологий… ― ознакомление с информационными системами, информационными технологиями и средствами их обеспечения… ― развитие элементов профессиональной квалификации, связанных с использованием информационных технологий… ― изучение действующих информационных систем… ― выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы ― изучение документооборота в подразделениях предприятия или организации… ― обретение практических навыков подготовки оценки служебной документации, навыков работы с входящими и исходящими документами… ― научиться планировать организационные мероприятия. При прохождении производственной практики были изучены и проанализированы: ― структура организации; ― состав входной и выходной документации; ― процесс обработки информации; ― состав и структура технических средств автоматизации; ― состав и структура используемого программного обеспечения; ― организация эксплуатации технических и программных средств автоматизации; ― технологии разработки и внедрения нового программного обеспечения. В ходе прохождения практики были пройдены такие основные этапы, как… В данной работе были использованы следующие внутренние материалы… В ходе подготовки данной работы изучены исторические, теоретические разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты… Структура отчета состоит из Введения, 3-х основных разделов, Заключения, Списка источников и использованной литературы и Приложений. Основной части отчета по практике, которая включает 2 или 3 раздела, в соответствии с поставленными во введении задачами. Изложение материала должно быть последовательным. В первом разделе дается краткая характеристика обследуемого объекта ― статус (правовое положение) учреждения, организации, цели и задачи организации, связи подчиненности (система взаимодействия с другими органами управления, хозяйствующими субъектами), краткая история становления и развития; правила делопроизводства, принципы организации и основные направления деятельности, полномочия принимающей организации; организационная структура принимающей организации; права, обязанности и функции основных структурных подразделений (органов управления) и должностных лиц; нормативные документы, регламентирующие деятельность принимающей организации (нормативно-правовые акты, локальные правовые акты, в том числе учредительные документы, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции); краткий анализ основной деятельности организации (если возможно, с построением соответствующих диаграмм, например, динамики роста уставного капитала, динамики роста числа клиентов и т.п.); Во втором разделе излагаются основные методы и приемы, используемые студентами в целях проведения обследования организации в целом и отдельных подразделений и служб, в том числе анализ соответствия выполняемым служебным (уставным) функциям и задачам. Для этого необходимо выбрать, разработать и обосновать методы решения поставленных конкретных задач; В третьем разделе анализируется все собранные в ходе обследования материалы (таблицы, схемы, графики, диаграммы и вопросники выносятся в Приложение), а также даются предложения по совершенствованию деятельности предприятия и рассчитываются показатели эффективности. Разделы отчета должны содержать следующие сведения: — краткая характеристика или описание организации (предприятия), сферы его деятельности и организационной структуры, специфики отдела, в которой (на котором) студент проходил практику, с описанием своих должностных обязанностей; — описание изученных в ходе практики производственных процессов и информационных технологий, особенности технологического процесса и информационных технологий; — содержание выполненной студентом работы при прохождении практики, описание разработанных в ходе практики проектов, выводы студента о том, в какой мере практика способствовала закреплению и углублению теоретических знаний, приобретению практических навыков, что обуславливает проведение расчетов, исследований и экспериментов и обоснование полученных результатов, которые могут послужить основой для написания практической главы выпускной дипломной работы; — какие трудности возникли при прохождении практики; — недостатки и упущения, имевшие место при прохождении учебной практики, в чем конкретно они выражались; — какие предложения имеются у студента по совершенствованию программы практики; — другие сведения, отражающие прохождение практики студентом. Заключения, в котором подводятся итоги практики, а также перечисляются выполненные разделы задания на практику. В заключении следует отразить данные о месте и сроках практики и подробно описать выполненную программу практики; дать анализ наиболее сложных и характерных вопросов, изученных в этот период, по возможности сформулировать свои предложения по их разрешению. В заключении также приводится перечень выводов по результатам исследования и дается оценка эффективности предложенных методов решения; Списка источников и литературы (в том числе нормативных и ведомственных документов); Приложений ― к отчету должны быть приложены документы, которые составил студент или над которыми он работал (если размещение этих документов не составляет коммерческую или государственную тайну). В данном разделе необходимо подобрать примеры документов, которые были (могли бы быть) использованы в качестве образцов в работе. К отчету необходимо приложить управленческие и плановые документы, формы и бланки, используемые на конкретном предприятии или организации. Примерный объем отчета о прохождении преддипломной практики — 20-30 печатных страниц, учебной и производственной — 10 печатных страниц. Отчет о производственной практике оформляется в соответствии с государственным стандартом ГОСТ 7.32-2001 (Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления). И все эти заморочки лишь для того, чтобы сдать отчет по практике и получить позитивную оценку или зачет (дифференцированный зачет). Так, согласно п. 17 «Положения»: «оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов». Действительно, отчет по практике является основным документом студента, отражающим, выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Защита отчета производится на кафедре вуза и принимается руководителем практики от университета. Стандартными критериями оценки отчета являются: * уровень теоретического осмысления студентом практической деятельности принимающей организации (ее целей, задач, содержания, методов); * качество отчета по итогам практики; * степень и качество приобретенных студентом профессиональных умений; * уровень профессиональной направленности выводов и рекомендаций, сделанных студентом в ходе прохождения практики. |